Христианский Гуманитарно- Экономический Открытый Университет
Главная    Новости    Факультеты    Научная деятельность     Студенту   Абитуриенту   Вопросы и ответы Как нас найти
  

Общие сведения
история, руководство, факультеты, институты и общественные организации ХГЭУ

Информация для студентов
дополнительное образование, дистанционное обучение, межуниверситетские программы,консультации

Информация для поступающих
факультеты, правила приема, формы обучения, программы, подготовка к поступлению, тестирование

Научная деятельность
приоритетные направления исследований, конференции, диссертации,статьи, сборники

Институт Стратегических Технологий
научно-образовательные ресурсы

Дистанционное образование
организация учебного процесса
с использованием дистанционных технологий

информация об Институте лидерства при ХГЭУ
 
Научное психологическое общество ХГЭУ
информация о Научном психологичкском обществе ХГЭУ


БИБЛИОТЕКА ХГЭУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНИКИ

Электронные библиотеки ХГЭУ: возможности и перспективы

Общепризнанно, что одним из наиболее перспективных способов информационного обеспечения науки, культуры и образования сегодня (и, тем более, завтра) является использование электронных библиотек (ЭБ) – распределенных информационных систем, позволяющих надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных .

Рассмотрим три основных этапа в развитии электронных библиотек ХГЭУ:

  • Создание относительно небольших библиотек для внутренних нужд ХГЭУ.
  • Создание больших библиотек для широкого круга пользователей.
  • Создание библиотек, интегрированных с глобальной сетью Интернет.

Первый этап

Была поставлена задача создать узкоспециализированные электронные библиотеки на дисках для каждого факультета ХГЭУ: теологического, гуманитарного, экономического, юридического. Такие библиотеки были созданы и кроме этого создана библиотека для дизайнерского отделения. В процессе работы теологическая и гуманитарная библиотеки были объединены в одну библиотеку. Таким образом, всего создано 4 электронные библиотеки:

  • Гуманитарно-теологическая (для теологов, психологов, социальных психологов, педагогов, журналистов). Объем – более 2000 книг.
  • Гуманитарно-экономическая (для экономистов и менеджеров). Объем – около 1000 книг.
  • Гуманитарно-юридическая (для юристов). Объем – около 1000 книг.
  • Библиотека христианских иллюстраций (для христианских дизайнеров). Объем – более 10000 илл.
  • Библиотека BBA и MBA на руском языке. Объем – более 20 книг.
  • Библиотека BBA и MBA на английском языке. Объем – более 2000 книг

Библиотеки созданы по единому принципу:

  • для каталогизации всех документов библиотек применяются международные системы библиотечной классификации Универсальная десятичная классификация (УДК) и Десятичная классификация Дьюи
  • для поиска применяется подробный тематический (систематический) каталог и алфавитные каталоги по авторам и названиям книг
  • применяется оригинальная библиотечная программа для автоматического  генерирования каталогов и поиска
  • применяется открытый каталог для редактирования – это дает возможность создания личной электронной библиотеки на базе основной библиотеки
  • применяется модульная структура библиотек (из отдельных модулей)
  • каталоги представлены в двух вариантах – основной каталог (для поиска и редактирования) и рабочий каталог (для первичной обработки и хранения)

1. Специально для библиотек ХГЭУ была разработана оригинальная библиотечная программа. Авторы программы: Никитенко Дмитрий, - программист (студент теологического фак. ХГЭУ, Голодецкий Л. – редактор (студент теологического фак. ХГЭУ). Рабочее название программы – «Богословская библиотека ХГЭУ». Основное назначение программы - создание электронных библиотек. Программа позволяет:

  • создавать базу данных книг, любых текстовых документов, изображений
  • редактировать базу данных книг и документов
  • автоматически генерировать каталоги (тематический и алфавитные по авторам и названиям документов)
  • редактировать каталоги
  • открывать и читать документы не выходя из программы.

Благодаря этим характеристикам программа может быть с успехом использована для создания личных электронных библиотек. Это открывает принципиально новые возможности в использовании и развитии библиотек ХГЭУ.
2. Обычно создаются закрытые библиотеки, в которых не предусматривается возможность редактирования. Библиотеки ХГЭУ изначально разрабатывались именно как открытые для редактирования, с целью создания на их основе личных библиотек. В этом их принципиальное отличие и преимущество по сравнению с аналогичными библиотеками.
Предполагается, что на основе открытой библиотеки пользователь (студент, преподаватель, научный работник) может создавать свою личную электронную библиотеку, используя готовую оболочку, программу, каталоги и первичную базу данных. Таким образом, вместе с библиотекой пользователь получает не только большой информационный ресурс, но эффективный инструмент для неограниченного пополнения своего личного информационного ресурса. Например, студент, пользуясь библиотекой, может собрать за годы учебы в ХГЭУ полную подборку учебной и научной литературы по программе учебы и в дальнейшем пользоваться ею, пополняя и развивая. Или преподаватель может собрать подборку литературы и документов по своей специализации и предложить ее студентам в виде готовой библиотеки. Возможность редактирования библиотеки принципиально важна для дистанционного обучения, когда методист и преподаватели должны оперативно вносить изменения в информационное обеспечение обучения.
Для создания личной библиотеки полезно наличие двух каталогов – основного и рабочего. Основной каталог предназначен для быстрого поиска и работы с литературой, а рабочий для сбора литературы, первичного просмотра и сортировки, и также для резервного архивирования.
3. Применение международных классификаторов (УДК и Дьюи) для каталогизации библиотеки – является важным преимуществом библиотек ХГЭУ. Обычно библиотеки, предназначенные для массового пользователя, ограничиваются простой одноуровневой рубрикацией и поиском по алфавиту авторов и названий. Но в этом случае неизбежно ограничивается возможность подробной каталогизации и значит возможности в развитии библиотеки. Строгая система десятичной классификации позволяет пользователю сравнительно легко ориентироваться в структуре каталога даже в случае большого количества уровней и рубрик.
4. Благодаря применению модульной структуры, каждую библиотеку можно разделять на самостоятельные модули, с которыми можно работать как с отдельными библиотеками и формировать из модулей новые варианты библиотек. Например, гуманитарно-теологическую библиотеку можно без нарушения каталогов и общей системы разделить на несколько библиотек – теологическую, психологическую, гуманитарную (философия и общественные науки).
5. Важной особенностью библиотек ХГЭУ является их духовно-светский характер содержания. Это делает библиотеки привлекательными как для верующих, так и неверующих, служит целям духовного просвещения и утверждению христианского мировоззрения особенного в диалоге науки и религии.
6. Библиотеки в целом и библиотечная программа в частности, могут быть официально признаны в качестве оригинальной научно-технической разработки ХГЭУ в области создания электронных библиотек. Поэтому библиотеки можно закрепить авторскими правами и развивать и распространять в качестве официального информационного продукта ХГЭУ.
На первом этапе библиотеки в целом отвечают заявленным требованиям. Они распространяются среди студентов и преподавателей ХГЭУ. Требуется текущее обновление и пополнение материалов  библиотек (особенно материалов ХГЭУ - учебников, методических пособий ХГЭУ, материалов конференций, дипломных работ выпускников), уточнение общего состава литературы,  уточнения по каталогизации литературы.

Второй этап

Следующий этап в развитии электронных библиотек связан с их дальнейшим развитием, распространением и применением за пределами ХГЭУ, в светских гуманитарных учебных заведениях и в богословских учебных заведениях ЕААА. Этот этап требует более тщательной и профессиональной подготовки библиотек по всем позициям, а также решения вопросов официального статуса библиотек как информационного продукта ХГЭУ. Разумеется, должна быть конкретная заинтересованность в развитии данного направления духовно-просветительной и учебно-образовательной деятельности, видение перспективы этого направлении.
Университет может развивать данное направление – создание электронных библиотек, баз данных  и других информационных ресурсов, -  как современное и перспективное направление в области информационного обеспечения учебно-образовательной и духовно-просветительной деятельности. К этому есть предпосылки, заложенные в самом статусе Университета как духовно-светского учебного заведения: а именно, - призвание распространять и апологетически утверждать христианское мировоззрение. Христианские научные библиотеки благодаря изобилию серьезной богословской и научной литературы являются мощным апологетическим средством, способным убеждать скептиков, переубеждать атеистов и нигилистов, утверждать в истине верующих.
Университет по своему статусу имеет шансы быть в числе лидеров по созданию электронных библиотек в области духовно-светской и гуманитарно-христианской тематики.  На сегодняшний день две разработанные библиотеки – Гуманитарно-теологическая 2.0 и Библиотека христианских иллюстраций 1.0 являются достаточно уникальными по объему и подборке материалов. Они заслуживают дальнейшего развития и распространения в качестве оригинальной разработки ХГЭУ.
Университет может поддерживать и развивать три вида существующих  христианских цифровых библиотек (не имеющих пока адекватных аналогов):

  • Гуманитарно-теологической (для студентов, пастырей, богословов)
  • Библиотека христианских иллюстраций (для христианских дизайнеров и церковной духовно-просветительной деятельности)
  • Церковная библиотека, со специализацией в области библиологии, догматического богословия и душепопечительства  (для служителей и рядовых верующих)

Для дальнейшего развития библиотек ХГЭУ потребуется их более детальная доработка в целом, уточнение состава книг и документов в соответствии с программой высшего образования, доработка и усовершенствование библиотечной программы, уточнение каталогов.

Третий этап

Следующий этап в развитии электронных библиотек ХГЭУ связан с их возможным подключением к сети Интернет и интеграцией через сеть с аналогичными библиотеками (через систему ссылок). Это особенно необходимо для развития дистанционного обучения и для развития духовно-светского образования в целом.
Сегодня все библиотеки, особенно традиционные на бумажных носителях, испытывают сильную конкуренцию со стороны глобальной сети Интернет, мощных информационных поисковых систем типа Google, Яндех, Yahoo, Rambler. Библиотеки в Интернете развиваются более активно, чем на дисках. На дисках обычно публикуются либо новые материалы, либо грамотно составленные подборки старых материалов, взятых в том числе с Интернета.  Можно сказать, что развитие библиотек в сети и на дисках происходит параллельным образом. Но, очевидно, что по мере все более свободного доступа к информационным ресурсам сети, роль библиотек на дисках будет уменьшаться. Поэтому основная перспектива развития электронных библиотек связана именно с их интеграцией в глобальной сети.
Еще одним препятствием на пути развития электронных библиотек и еще одним серьезным вызовом для сообщества специалистов и исследователей в этой области является отсутствие согласованной архитектуры создаваемых ЭБ, тем более сервис-ориентированной архитектуры. К сожалению, с точки зрения предоставления услуг конечному пользователю сегодня нет полноценных реализаций ЭБ, которые позволяли бы оказать сложную композитную услугу, скажем на основе технологий веб-сервисов или других технологий, позволяющих создателям новой электронной библиотеки обратиться к отдельным сервисам уже существующих ЭБ и предложить своему пользователю ровно ту сложную услугу, которая ему нужна. Итак, еще одна задача, которая стоит перед сообществом «электронных библиотекарей», – это «модуляризировать» электронную библиотеку с тем, чтобы иметь возможность управлять разнородным цифровым контентом путем обращения к тем или иным сервисами отдельных модулей внутри данной электронной библиотеки, а также между нею и другими информационными системами, которые с ней связаны. Примеры из других отраслей показывают, что сегодня это уже вполне решаемая и очень актуальная задача.


О месте электронных библиотек в информационном обществе. //  Научный электронный журнал «Электронные библиотеки». – 2005. - Том 8. – Вып. 2. (Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества, главный редактор научного электронного журнала «Электронные библиотеки». E-mail: hohlov@iis.ru).
См. также: Богданов А.В., Сюнтюренко О.В., Хохлов Ю.Е. Программа «Российские электронные библиотеки» // Научный электронный журнал «Электронные библиотеки». – 1998. - Том 1. – Вып. 1 [http://www.elbib.ru/content/journal/1998/199801/BHS/bhs.ru.html]

Хохлов Ю.Е. О месте электронных библиотек в информационном обществе. //  Научный электронный журнал «Электронные библиотеки». – 2005. - Том 8. – Вып. 2. (Институт развития информационного общества).