Христианский Гуманитарно- Экономический Открытый Университет
Главная    Новости    Факультеты    Научная деятельность     Студенту   Абитуриенту   Вопросы и ответы Как нас найти
  

Общие сведения
история, руководство, факультеты, институты и общественные организации ХГЭУ.

Информация для студентов
дополнительное образование, дистанционное обучение, межуниверситетские программы, консультации.

Информация для поступающих
факультеты, правила приема, формы обучения, программы, подготовка к поступлению, тестирование.

Образовательные программы ХГЭУ
информация об образовательных программах универаситета .
 
Программы повышения квалификации
информация о программах повышения квалификации ХГЭУ.

Новые образовательные программы
Информация о новых образовательных программах.
 
Наша библиотека
библиотека ХГЭУ, правила пользования библиотекой, библиотеки подразделений, электронные библиотеки.

Программа дополнительной специализации: «Гендерная психология».

 

Руководитель: зав. отделением психологии, доктор психологи (Phd), доцентБугачевская Е. В.
Гендерные исследования – новая область знания и образования. Гендерные исследования – это изучение социально-культурной дифференцации и стратификации по признаку пола,  воспроизводимой в обществе. Термин заимствован из английского языка, где гендер означает грамматический род. В англо-саксонских странах с 70-х годов он используется для маркирования исследований социального неравенства по признаку пола. В России и Украине понятие «гендер» включается в общественый дискурс со второй половины 1990-х годов. Заимствование английского термина обусловлено, на наш взгляд,  дистанцированием сферы исследования от коннотаций общественного дискурса, связанных со смежными названиями – исследованием поло-ролевых различий, женскими и феминистскими исследованиями.
В настоящее время изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований.  Гендерным исследованиям еще далеко до статуса самостоятельной отечественной социальной науки.
Однако и в начальный период это исследовательское направление является междисциплинарным. В обсуждение гендерных отношений включаются разные социальные науки – история, психология, культурология, антропология, социология, искусствоведение, литературоведение, лингвистика, философия.
Несмотря на противоречивость контекста, можно предполагать, что интерес растущей группы исследователей и проблематизация гендерных отношений в социальной реальности будет способствовать постепенному развитию данного направления как в украинской социальной мысли, так и в системах высшего образования.
Особой отличительной концепцией данной программы является исследование проблемы гендерных отношений в контексте христианского мировоззрения.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии. Тема 1. Возникновение гендерной проблематики в социальной психологии.
Влияние социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику. Феминистская критика психологии. "Политика идентичности" как новое направление развития социальной психологии. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии. Женские и гендерные исследования: сходство и различия. Теоретические основания гендерных исследований. Основные этапы и направления развития гендерных исследований в социальной психологии.
Тема 2. Основные подходы к изучению гендерных характеристик личности.
Классическая традиция анализа гендерных характеристик. Биолого-эволюционная парадигма в изучении связанного с полом поведения. Полоролевая теория (Т. Парсонс, Р. Бэйлз). Критика классической традиции. Социокультурная парадигма изучения гендерных характеристик. Культурное многообразие когнитивных моделей пола человека. Модернистская традиция исследования гендерных характеристик. Концепция двойственной природы пола: пол и гендер. Постмодернистский подход в гендерной психологии. Отказ от установления связи пола и гендера. Деконструкция понятия "пол". Концепция пяти гендеров (Т. де Лауретис).
Тема 3. Содержание понятия "гендер", его связь с другими категориями социальной психологии.
Пол как биологическая характеристика индивида. Гендер как социокультурная характеристика личности. Пол, гендер, раса, этничность, социальный статус, возраст как базовые измерения личности в социальной психологии. Содержание понятия "гендер" в различных социально-психологических школах. Гендер как сводная социобиологическая характеристика личности. Гендер как достигаемый социальный статус. Гендер как совокупность социальных ролей. Нормативистский характер полоролевой трактовки содержания понятия "гендер". Гендер как культурная схема (С.Л. Бем). Гендер как социальный институт (Дж. Лорбер). Гендер как система межличностного взаимодействия. Понятие гендерного дисплея. Гендер как технология предъявления себя в пространстве социального взаимодействия (Дж. Батлер). Значение дискурса в конструировании гендера. Связь дискурса о гендере с гендерным поведением личности. Дескриптивная и прескриптивная функции гендера.
Тема 4. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной психологии.
Специфика содержания категорий маскулинности и фемининности в социальной психологии. Маскулинность и фемининность как комплекс внутренних и внешних характеристик личности. Маскулинность и фемининность как формы проявления социальной идентичности личности. Дескриптивный, прескриптивный и аскриптивный аспекты категорий маскулинности и фемининности. Разнообразие канонов маскулинности/фемининности. Основные подходы к интерпретации маскулинности и фемининности в социальной психологии. Биолого-эволюционный подход. Идея взаимодополнительности психологических черт мужчин и женщин. Психодинамический подход. Концепция личной и позиционной идентификации с гендерными образами. Социально-конструктивистский подход. Маскулинность/фемининность как культурно-символические сценарии гендерного поведения и деятельности. Доминирующие и маргинальные конструкты маскулинности/фемининности. Постмодернистский подход. Маскулинность и фемининность как культурные матрицы гендера.
Тема 5. Социально-психологическое содержание понятий сексуальной и гендерной идентичности.
Понятие идентичности в социальной психологии. Личностная и социальная идентичности. Основные социально-психологические показатели социальной идентичности личности. Критерии выделения идентификационных характеристик. Сексуальность человека как одна из идентификационных характеристик. Гендерная идентичность. Первичная гендерная социализация. Сексуальный опыт как основа формирования сексуальной идентичности личности. Дискурсивный характер сексуальной идентичности. Схема развития сексуальной идентичности (Дж. Марша). Феномен диффузной сексуальной идентичности. Вторичная гендерная идентификация (гендерная ресоциализация). Феномен queer-идентичности.
Тема 6. Современные концепции гендерных различий.
Проблема различения половых и гендерных различий в психологии. Области исследования гендерных различий. Гендерные различия в когнитивной сфере: вербальные, пространственные и математические способности. Гендерные различия в аффективной сфере: эмпатия и экспрессия. Гендерные различия в поведении: агрессивность, конформность, альтруизм. Концепция гендерного разнообразия против концепции гендерных различий.
Раздел 2. Методики исследования гендерных характеристик личности. Качественный и количественный подходы к исследованию гендерных характеристик личности. Анализ визуальных репрезентаций гендера. Анализ невербальных коммуникаций. Дискурс-анализ. Нарративный анализ. Анализ текстов. Анализ личных воспоминаний и обыденных представлений. Создание гендерного портрета личности. Опросник гендерных ролей С.Л. Бем. Сравнительный анализ данных, полученных по опроснику С.Л. Бем и гендерным шкалам в опросниках MMPI и 16 PF. Рисуночный тест "Человек" в гендерной перспективе. Проблема изменения гендерных стереотипов.
Практические занятия интегрированы в соответствующие темы спецкурса: изложение теоретических вопросов сопровождается интерактивными формами обучения через групповой опыт.